Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.
ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.
Ссылка на размещение материалов.
Портал "Электронный банк заданий" для оценки функциональной грамотности.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
---|---|
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности | |
---|---|
Интенсив ЯУчитель 3.0 | просмотр |
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности | просмотр |
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) | просмотр |
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся | |
---|---|
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» | |
Банк заданий по функциональной грамотности | просмотр |
Список литературы по формированию функциональной грамотности | просмотр |
Оценка функциональной грамотности (презентация) | просмотр |
Результаты PISA в 2018 (презентация) | просмотр |
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований
качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) |
просмотр |
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) | просмотр |
Образовательная платформа "Просвещение" | просмотр |
Тест "Цифровые компетенции педагога" | просмотр |
Материалы Института стратегии развития образования РАО | просмотр |
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) | просмотр |
Информационно-методическое обеспечение
1. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю. https://fg.resh.edu.ru/
2. Сайт Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Информационно-методические материалы
На сайте представлены ссылки на информационные ресурсы по всем видам функциональной грамотности и указаны контакты региональных координаторов по функциональной грамотности.