Страница обновлена 24.11.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение Всехсвятская основная школа

Страница обновлена 24.11.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение Всехсвятская основная школа

Текст публичной лекции по конкурсному испытанию "Публичная лекция"

Какую букву вставить в слове «отв..рить»?

(Мысли вслух о психологии творчества)

Представьте, вы на уроке русского языка в начальных классах. На доске написано слово «отв..рить». Какую букву следует вставить? (….)Все зависит от того, какое проверочное слово подберем.Если это будет слово «варка», то тогда нам следует написать букву «а» и отправляться отваривать картофель или рис…Если же для проверки выбрать слово «творчество», то придется отворить ребятам дверь в эту замечательно интересную страну, где каждый может реализовать себя, раскрыть свои таланты, понять, на что он способен…Что такое творчество? Творчество – это сильная сторона человека, это великий дар. Все люди по своей природе творцы, но не все из них творят, хотя каждый из нас что-то постоянно делает, по-своему, неповторимо, так, как умеет. А вот компьютер, который работает по алгоритму и не может от него отступить, не творец, он на подобные вещи не способен, пока во всяком случае.Творческий подход к жизни – это обязательное условие для успешного человека завтрашнего дня, особенно для учителя.«Почему?»- спросите вы. Потому что старая модель образования, когда мы усваивали какие-то знания, схемы и алгоритмы и пользовались ими в течение всей жизни, отживает свое. Потому что современные люди не хотят жить по готовому шаблону, по определенной программе, не думая, а просто выполняя чужие указания и поручения. Все больше людей готовы создавать, придумывать и осуществлять все это. Прогресс двигается, благодаря именно им, творческим личностям.Психология творчества гласит, что каждый человек может сделать из себя человека завтрашнего дня, то есть, самостоятельную, творческую личность, умеющую и, главное, хотящую думать своей головой, чтобы придумывать что-то новое и внедрять это новое в жизнь. 

Так что же нам мешает стать таковыми? В головы ко многим приходят хорошие, интересные, светлые идеи, которые могли бы изменить жизнь к лучшему, если их реализовать. Но люди боятся это сделать. Сомневаются в себе и своих возможностях. Причина – в неуверенности и низкой самооценке, которая, можно предположить, могла появиться давно. С таким страхом легче бороться в детстве и надо бороться, ибо страх убивает творчество. Оно требует свободы, смелости и уверенности, иначе все светлые мысли потухнут, так и не реализовавшись. Учитель поможет рискнуть ребенку хотя бы раз, и, получив результат, тот испытает ни с чем не сравнимую радость. Радость творчества. Многие называют причину отсутствия времени. Но это можно опровергнуть. Хочу привести пример из сегодняшних дней. Карантин, самоизоляция, локдаун – как ни назови это явление, суть остается одна: человек вынужден нарушить привычное существование, сократить до минимума общение, приноровиться к дистанционной работе…Одни перенесли это очень болезненно, вплоть до глубокой депрессии и неврозов, а другие посчитали это время подарком и очень эффективно воспользовались им. И молодцы! Ведь мировая история имеет немало примеров, рассказывающих о том, как в карантин делались открытия или создавались шедевры. Вспомните Шекспира и Ньютона, которые во время бубонной чумы, накрывшей весь мир и унесшей около 200 миллионов жизней, сумели создать «Ромео и Джульетту» и открыть закон, которые принесли им славу. А Болдинская осень А.С.Пушкина, которая вместо нудного 3-месячного холерного карантина стала феноменом поэта?!И за истекший два года мы тоже увидели, что творческие люди не сидели на месте, искали, чем себя с пользой занять и чем быть полезными остальным. Может быть, не у всех получалось одинаково хорошо, но улыбались, глядя на это, многие. Да и сами экспериментаторы явно получали от этого удовольствие.  «Если не можешь изменить ситуацию, поменяй свое отношение к ней», – говорят психологи. И чтобы не поддаваться негативному настроению, я решила не только сама уделить больше времени творческому процессу, но и приобщить к этому детей. Чем мы только не занимаемся: вышиваем, делаем картины из алмазной мозаики, сажаем комнатные и садовые растения, кормим птиц зимой, участвуем в онлайн конкурсах, акциях, в дистанционных олимпиадах, оформляем стенды, фотозоны, делаем плакаты к праздникам и на районные конкурсы, участвуем в проектах РДШ, в челенджах, причем достаточно успешно, об этом говорят призовые места.  Совместное творчество приносит нам много радости и отвлекает от грусти… Полностью согласна с философом Ницше, который говорил, «Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!» Почему я выбрала именно эту тему? Наверно, потому что я теперь учитель. А учитель – это тот человек, который не только сам должен быть творческим, чтобы личным примером мотивировать своих подопечных, но и тот, кто должен помочь ребенку обрести такую внутреннюю свободу, которая позволит ему не побояться и попробовать себя в том, что ему интересно. И я уже вижу плоды своих стараний, каждый день ребята спрашивают меня, что мы будем сегодня делать, а это значит, что всё не напрасно….Сегодня я учитель начальных классов, классный руководитель, педагог-психолог, в слово ОТВ..РИТЬ , Я вставлю в это слово букву О, потому что хочу и дальше заниматься творчеством.  И закончить хочу своими любимыми словами из песенки  Кота Леопольда: «Никогда не теряй, не теряй своей мечты, твердо верь и твердо знай всё на свете сможешь ты!»